Кавказ’ 2016. Часть I. Грузия.

« Назад

Кавказ’ 2016. Часть I. Грузия. 

Вообще-то я на Казбек собирался… и не осенью, а летом… Но получилось, как получилось! А получилось неплохо!)

 

День 1. 10 октября 2016. Понедельник.

Вылет из Домодедово в 13:05, рейс S7 955. Прибытие в Тбилиси, аэропорт имени Шота Руставели, в 16:45.

  grmap1

Карта Грузии

День 2. 11 октября 2016. Вторник.

Монастырь Джвари

Храм Мцхетского Джвари (святого Креста) (586/7 – 604/5) – важнейший памятник грузинского средневекового зодчества – на протяжении веков являлся одним из главнейших духовных и паломнических центров христианского Кавказа. Храм был построен на том самом месте, где в начале IV века, просветительница Грузии Святая Нино и первый царь-христианин Мириан воздвигли большой деревянный крест. Восьмигранный постамент креста по сей день сохранен внутри церкви. Возведен был храм на рубеже VI-VII вв. верховным правителем Картли – Стефанозом Патрикием.

gr1.jpg

Кура и Арагви

Мцхетский Джвари является первым грузинским храмом, в оформлении фасадов которого значительное место занимают рельефы. Ктиторскими изображениями Стефаноза и членов его семьи (Деметре и Адарнасе Випатосов) украшена восточная сторона храма. В тимпане южного фасада помещена композиция Вознесения Креста, а на грани барабана купола высечена фигура неизвестного лица, возможно, зодчего.

gr2.jpg

Мцхетский Джвари

Расположенный к северу малый Храм Креста построен во второй половине VI века. Части ограды храма и кельи к юго-западу от него – постройки более позднего времени. С 1994 года исторические памятники Мцхеты внесены в список всемирного наследия Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия.

gr3.jpg

Мцхета

Храм Светицховели

Мцхецский кафедральный собор 12 апостолов Светицховели (1010 – 1029 гг.) – главный и величайший храм Грузии – был возведен зодчим Арсукидзе, по повелению католикоса Мелхиседека. В IV веке здесь была воздвигнута деревянная церковь, на месте которой в 80-х годах V века была построена большая каменная трехнефная базилика. Фрагменты древнейших церквей сохранились по сей день.

gr4.jpg

Мцхетский кафедральный собор (1)

Храм Светицховели представляет собой удлиненный прямоугольник и относится к архитектурному типу «вписанного креста». В течение веков он несколько раз разрушался и восстанавливался. В 1413-1440 гг. грузинский царь Александр Великий восстановил западную часть и обрушенный купол Светицховели. В XV веке в интерьере храма была выстроена маленькая купольная часовня квадратного плана, представляющая собой символическую копию Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Роспись Храма в основном относится к XVII веку. Крепостная стена Храма датируется второй половиной XVIII века. В западной части стены сохранились построенные Мелхиседеком врата и фрагменты его дворца.

gr5.jpg

Мцхетский кафедральный собор (2)

В храме находятся могилы грузинских царей (среди них последние цари – Грузии Иракли II и Георгий XII), патриархов (Мелхиседек I и Доментий II) и представителей грузинской аристократии.

gr6.jpg

Виноградник

Самтаврский Монастырь

В Мцхете, к северу от места слияния Куры и Арагви, находится Самтаврский монастырь, где в IV веке подвижничала просветительница Грузии, равноапольтольная Святая Нино.

В стране, которая является уделом пресвятой Богородицы, где погребена мантия пророка Илии и нерукотворный Хитон Господень, христианство в первом веке проповедовали Святые Божие Апостолы: Андрей Первозванный, Симон Кананит, Фома, Варфоломей и Матфей. Грузинская православная церковь получила автокефалию в V веке.

В IV веке по благословению Пресвятой Богородицы и со врученным ею крестом, для распространения Христианства в Грузию направилась равноапостольная Святая Нино, которая окончательно свергла идолопоклонство и утвердила христианство. Благодаря подвижничеству Святой Нино крещение приняли равноапостольные царь Мириан и царица Нана, а вместе с ними и грузинский народ. В 326-ом году Святым Мирианом и Святой Наной христианство было провозглашено государственной религией и на месте погребения нерукотворного хитона был построен храм Светицховели, так называемый Квемо Эклесия (Нижняя церковь). На том же месте, где умерла Святая Нино – место называемое царем Мирианом Маквловани (Купина), был построен Храм Преображения Спаса (Земно Эклесия, т.е. Верхняя церковь) и малая молельня Святой Нино. Маквловани Самтавро представляет собой аналог Неопалимой Купины на Сионе. Первыми из грузинских царей христианство приняли Мириан и Нана. Согласно их завещания они погребены в Самтавро-Преображенском храме.

gr7.jpg

Самтаврский монастырь

В V веке храм Преображения являлся епископальной кафедрой Картли и местом захоронения эристави – великих князей Картли. Именно оттуда берет начало название храма Самтавро (от слова «мтавари», т.е. «глава»). В алтаре храма Преображения, под Святым Престолом захоронены мощи одного их тринадцати ассирийских отцов, Священномученника Абибоса (Авива) Некресского.

В состав монастырского комплекса помимо купольных храмов Преображения и Святой Нино входит также колокольня (XV-XVI вв.), башня (XVII-XVIII вв.), фрагменты Камина Мириана и жилой корпус монахинь.

Купольный храм преображения в форме креста был восстановлен в XI веке по благословению католикоса Мелхиседека в царствование Георгия I. На протяжении веков храм многократно разрушался и восстанавливался. Фасады украшены оригинальными образцами. В интерьере сохранилась настенная живопись XVI-XVII вв. Иконостас храма относится к XIV веку.

В Самтаврском храме Преображения расположены три часовни: архангела Михаила, равноапостольных царя Мириана и царицы Наны и Иоанна Крестителя.

Церковь Святой Нино IV века была перестроена в купольную в IX веке. Сохранивраяся настенная живопись датируется XVIII-XIX веками.

В Самтаврском храме Преображения сохранены часть животворящего столпа, святые мощи Иоанна Златоуста, копия чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы, сотворенная в 1912 году в Афонском монастыре, чудотворная икона Святой Нино, с мощами 21 святого (XIX в.), Тихвинская икона Божьей Матери (XVIII в.), мироточивые иконы иконостаса (XVIII в.).

В начале XIX века благодаря Нино Амилахвари (старшей) в Самтавро был основан женский монастырь во имя Святой Нино, который стал очагом духовности и просвещения. В разные времена предводителями женского монастыря являлись Нино Амилахвари (старшая), Дарья Пагава, Минадора Пурцеладзе, Нино Амилахвари (младшая), Нино Цицишвили, Анусия Кочламазашвили, Кетеван Гонгладзе, Зоиле Двалишвили и Анна Ачаидзе. В настоящее время предводительницей монастыря является игуменья Кетеван Копалиани.

В монастыре протекала деятельность Архиепископа Эвдема Ратишвили (XVIII в.), Архиепископа Тимотэ Габашвили (XVIII в.), Святого Евфимия Исповедника Кереселидзе (XIX-XX вв.) и Святого исповедника, породивого архимандрита Гавриила Угребадзе (XX в.), нетленный прах которого покоится в храме Преображения.

gr8.jpg

Учим грузин делать настоящие хинкали!

День 3. 12 октября 2016. Среда.

Казбек

gr9.jpg

Водохранилище

gr10.jpg

Дорога в Казбеги (1)

gr11.jpg

Дорога в Казбеги (2)

Спящий вулкан Казбек – высота 5.034 метров – самый восточный и один из самых красивых пятитысячников Кавказа. Через двуглавую вершину Казбека проходит граница между Грузией и Россией. Если верить Википедии, то последнее извержение произошло здесь в 650 году до нашей эры. Свое русское название гора получила следующими образом: в начале XIX века у подножья горы располагался аул, владел которым князь Казбек, его имя стал носить и сам аул, а русскими по аулу принято и название горы.

gr12.jpg

В Казбеги

В языках местных народов Казбек носит другие названия:

  • На грузинском гора называется Мкинварцвери – гора с «ледниковой вершиной».
  • На ингушском и чеченском – Башлам – «тающая гора».
  • На осетинском – Сана-хох, Урсхох – «белая гора».

gr13.jpg

Казбек (1)

Казбек вторая по высоте гора в Грузии (самой высокой горой Грузии является Шхара, высота - 5193 метра), но, безусловно, самая легендарная.

gr14.jpg

Казбек (2)

Первое восхождение на Казбек было совершено в 1868 году тремя английскими альпинистами – Дугласом Фрешфильдом, Адольфусом Муром и Каминсом Таккером, которым помогали двое местных жителей – Ахий Соттаев и Дячи Джаппуев. Русский геодезист Андрей Васильевич Пастухов был первым исследователем, выполнившим на вершине горы геологические и метеорологические исследования. Произошло это событие 29 июля 1889 года, а проводником нашего исследователя был шестидесятилетний Тепсарико Царахов из села Тменикау.

Церковь Святой Троицы

Церковь Святой Троицы (Цминда Самеба) расположена на высоте 2.170 м у подножья Казбека в грузинской деревне Гергети на правом берегу Чхери (приток Терека), прямо над посёлком Степанцминда. Построенная в XIV веке святыня является единственным крестово-купольным храмом в области Хеви. Подле храма сохранилась средневековая колокольня.

gr15.jpg

Церковь Святой Троицы

«Белые оборванные тучи перетягивались через вершину горы, и уединенный монастырь, озаренный лучами солнца, казалось, плавал в воздухе, несомый облаками». (А.С. Пушкин, «Путешествие в Арзрум», 1929).

gr16.jpg

Крест на Казбеке

Также перу Пушкина принадлежит стихотворение «Монастырь на Казбеке», которое написано в мае 1829 года.

Высоко над семьею гор,

Казбек, твой царственный шатер

Сияет вечными лучами.

Твой монастырь за облаками,

Как в небе реющий ковчег,

Парит, чуть видный, над горами.

Далекий, вожделенный брег!

Туда б, сказав прости ущелью,

Подняться к вольной вышине!

Туда б, в заоблачную келью,

В соседство Бога скрыться мне!

Ананури

Крепость Ананури расположена на Военно-Грузинской дороге в 70 км от Тбилиси там, где вливается в Арагви небольшая река Ведзатхеви. Крепость относится к ранней феодальной эпохе и служила форпостом обороны, перекрывая дорогу, ведущую из Дарьяльского ущелья. Сейчас от грозного замка осталась лишь цитадель. На её территории расположено три храма и башня с пирамидальной крышей – самая первая постройка на месте крепости.

gr17.jpg

Крепость Ананури (1)

gr18.jpg

Крепость Ананури (2)

Музей И.В.Сталина в Гори

Государственный  музей  И.В.Сталина  находится  в  его родном городе  Гори. Музейный комплекс был открыт в 1957 году. В домике, где Сталин родился, мемориальный музей был открыт еще при его жизни в 1937 году. В музейный комплекс входят мемориальный домик, вагон Сталина и двухэтажное экспозиционное здание.

В музее собраны уникальные экспонаты: мемориальные вещи, подарки, художественные полотна, фото и кинодокументы. Стационарная экспозиция, рассказывающая о жизни и деятельности Сталина, размещена в шести залах.

Значительную часть экспонатов музею Сталина передал бывший Музей Революции (Москва). Подробнее о музее можно почитать на сайте http://www.stalinmuseum.ge/rus/.

gr19.jpg

Вагон, в котором Сталин ездил в Ялту и Тегеран

gr20.jpg

Дом-музей И.В.Сталина

Уплисцхе

Дословно – крепость владыки. Высеченный в скале город, одно из первых поселений городского тип на территории Кавказа.

gr21.jpg

Уплисцхе (1)

В Уплисцхе и его окрестностях сохранились археологические и архитектурные памятники, построенные на протяжении нескольких тысячелетий. Древнейший из них датируется III тысячелетием до н.э. первые пещеры архитектурного комплекса Уплисцхе были высечены около X века до н.э. городские строения в основном относятся к античной эпохе. В эллинистически период (III-I вв. до н.э.) и позднюю античность (I-III вв. н.э.) Уплисцхе являлся крупнейшим храмовым городом, а также торговым и военно-стратегическим центром Картлийского царства.

gr22.jpg

Уплисцхе (2)

Город, защищенный глубоким рвом и оборонительной стеной, был разделен на три основные части, имел врата, улицы, тоннели, систему водоснабжения и отвода сточных вод. Некоторые из залов (пещер) были использованы или высечены заново в средние века. Второй половиной X века датирована церковь Уплисцхе, типа трехцерковной базилики, характерного только для грузинского христианского зодчества. После монгольских набегов XIII-XIV веков город был разрушен и постепенно запустел.

gr23.jpg

Уплисцхе (3)

В настоящее время Уплисцхе является музеем-заповедником.

День 4. 13 октября 2016. Четверг.

Хертвиси

Хертвисская крепость – одно из хорошо сохранившихся фортиификационных сооружений в Грузии, имеющая длинную историю. Расположенная у слияния Куры и Паравани, Хертвисская крепость контролировала дороги, ведущие в Армению и Византию.

gr24.jpg

Хертвисская крепость (1)

Название Хертвиси происходит от формы глагола обозначавшего место слияния двух рек. В древности, во времена похода на восток, Александр Македонский повидал город-крепость Хертвиси. Крепость Хертвиси – хорошо сохранившееся комплексное сооружение. Сохранившиеся по сей день здания относятся к X-XIX векам. Крепость состояла из двух основных частей – цитадели и крепостной стены. Цитадель поражает мощностью и мастерством постройки. Цитадель занимает узкий выступ, который защищен высокой вертикальной скалой. Башни крепости хорошо защищены. Резко выделяется главная башня – донжон – здание, построенное из хорошо обработанных и уложенных камней. Следует отметить пятистороннюю башню, которая защищает восточную сторону. Крепость снабжалась питьевой водой через туннель, проложенный с северо-запада.

gr25.jpg

Хертвисская крепость (2)

Крепость Хертвиси неоднократно перестраивалась. В 1356 году Закария Камкамишвили, казначей царя, построил башню и крепостную стену. В XV веке крепость принадлежала феодальному семейству  Хертвисари. В 1578 году турки захватили Хертвиси вместе с другими крепостями Самцхе – Саатабаго. В 1828-1829 годах, после победы России над Турцией, крепость Хертвиси была возвращена Грузии. В то время Хертвиси, наряду с другими грузинскими крепостями, уже потеряла свое стратегическое значение. С 2007 года крепость Хертвиси включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

gr26.jpg

Хертвисская крепость (3)

Вардзиа

gr27.jpg

В ущелье

Монастырский комплекс в основном создавался в 1156-1203 годах. Селение было освящено 15 августа 1185 года, во времена правления царицы Тамары (1184-1213). Царский монастыри играл значительную роль в политической и экономической жизни страны. Вардзиа – это чудо, по недоступности она похожа на Александровскую стену и башню Хеибера.  Так писал про Варззиа летописец персидской династии сефевидов, историк XVI века Хасанбег Румлу в своем произведении «Ахсан-Ат-Таварихи» («Прекрасные истории»).

gr28.jpg

Вардзиа (1)

Во времена монгольского ига (II половина XIII века) вардзийские монахи активно боролись для спасения национальной культуры. В 1551 году монастырь был разрушен персидскими войсками. Знаменитая икона Богородицы, двери из золота и стали, и множество других сокровищ были похищены врагами. В 1578 году монастырь окончательно опустел. После Русско-турецкой войны (1828-1829) Вардзиа вернулся Грузии.

gr29.jpg

Вардзиа (2)

После установления в Грузии Советской власти началось научное исследование монастырского комплекса. В 1938 году Вардзиа был объявлен музеем-заповедником. В 1970-1971 годах здесь велись археологические раскопки. Исследователи обнаружили множество образцов керамики, фаянсовые фрагменты, литейную мастерскую, разные предметы утвари и бытовых предметов.

gr30.jpg

Колокола храма Успения Пресвятой Богородицы

gr31.jpg

Дождь

Крепость Ахалцихе

Город Ахалцихе был основан в IX веке Гуарамом Мампали – сыном Тао-Кларджетского царя Ашота Курапалата . Изначально город назывался Ломсия. Название Ахалцихе впервые упоминается в 1204 году в описании известных главнокомандующих Шалвы и Ивана Ахалцихских.

gr32.jpg

Крепость Ахалцихе (1)

gr33.jpg

Крепость Ахалцихе (2)

Город состоял из трех частей: города, крепости и цитадели. Крепость была окружена тремя крепостными стенами, а с окрестностями соединялась с помощью туннелей. На территории крепости были расположены суд, арсенал, монетный двор, баня, церкви. Правителями были Торел-Ахалцихские, а затем Атабаг-Джакели в начале XIII-XIX веке. В середине XVIII века Хаджи Ахмед Паша Джакели в центре крепости построил мечеть (в стиле Константинопольской Айи Софии) на фундаменте одной из православных церквей, а также медресе и минарет.

gr34.jpg

Ахалцихская мечеть

gr35.jpg

Радуга

Самцхе-Джавахети и Ахалцихе стали символами толерантности. В разные периоды сюда переселялись евреи, армяне, русские. Кварталами города были: Даридж убани, Квемо убани, Коколат убани, Хевис убани, Рабат меидани, Соголас убани, еврейский квартал, Цихис убани. В начале XIX века старая часть города была переименована в Рабати. В 1829 году Адрианопольским мирным договором Ахалцихе и Самцхе-Джавахети были освобождены от 200-летнего турецкого владычества. В 2011-2012 годах был обновлен крепостной комплекс: были восстановлены крепостная стена, цитадель и православная церковь IX-X веков. Была отреставрирована мечеть имени Хаджи Ахмед Паша Джакели, медресе, минарет и замок Джакели, где расположились выставочные залы Исторического музея Самцхе-Джавахети.

gr36.jpg

Ночь

День 5. 14 октября 2016. Пятница.

gr37.jpg

Боржоми

Монастырь Моцамета

Церковь Моцамета относится к крестово-купольному типу, все четыре стороны креста равные. Купол опирается на четыре колонны, две из них выступают из алтаря. У церкви два входа – с запада и с юга. На южной стороне церкви находится двухэтажная колокольня, надпись на которой гласит, что она построена по распоряжению митрополита Давида в 1845 году. На территории монастыря видны остатки двух башен. Монастырь огорожен каменной стеной.

gr38.jpg

Монастырь Моцамета (1)

Во дворе монастыря похоронены священнослужители. В храме Моцамета на левой стороне алтаря, покоятся нетленные останки святых Давида и Константина – мучеников во имя Родины и христианской веры. В день их понимания, 15 октября, в монастыре ежегодно отмечается народный праздник – Моцаметоба.

gr39.jpg

Монастырь Моцамета (2)

После Великой Октябрьской Социалистической революции останки святых и большая часть монастырского имущества была передана в Кутаисский музей. Моцамета снова стал действующим в 1954 году. Из музея вынесли святые останки и захорони в церкви монастыря.

Гелатский монастырь

Гелатский монастырь (XII-XIV веков), прозванный «Вторым Иерусалимом» и «Иными Афинами», величайший духовный и культурно-просветительский центр средневековой Грузии, был основан царем Давидом Строителем (1089-1125) в 1106 году. Здесь же основалась академия, где творили известные грузинские ученые, философы и богословы. С XVI века в Гелати учреждается епископская кафедра.

gr40.jpg

Гелатский монастырь (1)

Купольная церковь Рождества Пресвятой Богородицы является главным строение монастыря. Ее интерьер украшен росписями разных времен. В конце алтаря великолепная мозаицная композиция – Богородица с младенцем и архангелами – выполненная в 1125-1130 годах. Сохранились фрески XII века с изображение семи вселенских соборов. Основная роспись храма выполнена во второй половине XVI  века. Гелатский монастырский комплекс включает также другие архитектурные памятники XII-XIV веков – академию, церковь Святого Георгия, интерьер которой был расписан в XVI веке, двухэтажную церковь Святого Николая и колокольню – одну из самых ранних в Грузии. В Гелатском монастыре находится усыпальница царей Грузии – Багратиони. В южных вратах монастыря могила царя Давида Строителя.

gr41.jpg

Гелатский монастырь (2)

С 1994 года Гелатский монастырь внесен в список Всемирного наследия Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, что подтверждает особое мировое значение памятника и необходимость его охраны на благо всего человечества.

Кафедральный храм Баргати

Храм, построенный в X-XI веках, во времена правления Баграта III, является великолепным примером древней грузинской архетиктуры. Надпись о завершении строительства на северной стороне Храма Успения Пресвятой Богородицы гласит, что стяжка пола была сделана в 1003 году. В храме похоронен царь Баграт III (975-1014), по инициативе которого он был построен. Исторически этот храм является символом единой Грузии. В 1692 году вторгшиеся из Ахалцихе османы взорвали храм, расхитили церковные сокровища и унесли мраморные колонны храма. В 1770 году царь Соломон I вернул храм Грузии.

Храм Баграти является крестово-купольным зданием, купол был расположен на четырех мощных столбах. Во время строительства зодчий использовал единую арматурную систему, проходившую на фасадах, что по тем временам являлось технологический инновацией в строительстве и говорит о большом таланте и опыте зодчего. К храму была пристроена жилая трехэтажная башня Кутаисских епископов, а также богато украшенные резные ворота. На южных воротах сохранен след фрески Богородицы. Пол был украшен разноцветной мозаичной плитой.

gr42.jpg

Храм Баграти

С 1994 года храм Баграти был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. С 2009 года национальное агентство по защите культурного наследия Грузии начало полную реконструкцию храма, которая завершилась в 2012 году. Правда, в процессе реконструкции храм подвергся таким значительным изменениям, что после этого был исключен из список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В частности две колонны были заменены на металлические, в на второй этаж проведен лифт! Но от этого храм Баграти менее значимым местом для грузин, конечно же, не стал…

День 6. 15 октября 2016. Суббота.

Кахетия

gr43.jpg

Кахетия (1)

Кахетия – край и историческая область на востоке Грузии, в верховьях рек Иори и Алазани.

gr44.jpg

Кахетия (2)

Название от кахи – субэтнической группы Грузин в Восточной Гризии. До VIII века область входила в Картлийское царство, затем самостоятельной княжество. С XII века в Грузинском царстве. Со второй половины XV века – Кахетинское царство, с 1762 года в Картлийско-Кахетинском царстве. С 1801 года в Российской Империи. Столица – Телави. Лингвисты выделяют кахетинский диалект грузинского языка.

gr45.jpg

Кахетия (3)

Современный край Кахетия расположен на территории трёх грузинских исторических областей Кахети, Кухети и Гардабани. Согласно летописи Картлис Цховреба у этнарха всех грузин Картлоса было пять детей, среди которых Кахет, Кухет и Гардабан.

gr46.jpg

Соляное озеро (1)

Известно, что уже в раннеантичный период Кахетия была в составе Кавказской Албании. Среди восьми эриставств, основанных царём Фарнавазом (III век до нашей эры) было и Кахетинское эриставство. Столицей объединённого эриставства стал город-крепость Уджарма, основанный царём Асфагуром. В раннем средневековье центр Кахетии переместился в глубину Иорской долины, севернее, в город Греми, а позже в город Телави. После распада единого Грузинского государства и до объединения Картли и Кахетии в Кахетии стал править собственный царь.

gr47.jpg

Соляное озеро (2)

Давидо-Гареджийский монастырский комплекс

Давид-Гареджа – комплекс грузинских пещерных монастырей VI века, расположенный в 60 км к юго-востоку от Тбилиси, на грузинско-азербайджанской границе, и простирающийся на 25 км вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа. Государственная граница между Грузией и Азербайджаном делит монастырский комплекс Давид-Гареджи на две части.

gr48.jpg

Давидо-Гареджийский монастырь (1)

Комплекс представляет собой высеченные в скалах около 20 монастырей и охватывает территории трех районов Кахетии – Гардабанского, Сагареджийского и Сигнахского. Главным монастырем считается лавра Святого Давида, которая находится на северном склоне горы, разделяющей Грузию и Азербайджан. Граница проходит по вершине горы, которую грузинские историки называют Удабно, по названию одного из монастырей. Этот монастырь находится на азербайджанской территории – на южном склоне горы. Помимо них на южном склоне горы расположены более 100 пещер, которые использовались монахами в качестве келий. Больше всего отдален от границы монастырь Бертубани (датируемый XII веком), который находится на расстоянии примерно двух километров от неё. Во многих церквах и трапезных монастырей сохранились фрески VIII-XIV веков с портретами исторических лиц, в том числе портрет царицы Тамары.

gr49.jpg

Давидо-Гареджийский монастырь (2)

Древнейший монастырь комплекса, лавра Давида, основан в начале VI века сирийским монахом Давидом, одним из 13 сирийских отцов, поселившемся в естественной пещере Гареджа. В том же VI веке его ученики и последователи Додо и Лукиан основали ещё два монастыря – монастырь Додо (Додос Рка) и Натлис-Мцемели (Иоанна Крестителя).

В IX веке Илларионом Картвели были сооружены Преображенская церковь и трапезная, впоследствии благоустроенные сыном Давида Строителя Дмитрием, автором знаменитого песнопения «Ты есть лоза виноградная», считающегося шедевром грузинской церковной музыки.

В XI веке монастырь испытал нашествие турок-сельджуков, в XIII веке был разграблен монголами, в конце XIV – начале XV веков – разорен Тамерланом, в 1615 году – вновь разорен персидским шахом Аббасом I. Но каждый раз монастырь после разрушений восстанавливался, и дошел до наших дней почти в первозданном виде.

Сигнахи

gr50.jpg

Сигнахи (1)

Сигнахи – «город любви».

gr51.jpg

Сигнахи (2)

Город славится своей архитектурой в стиле южно-итальянского классицизма.

gr52.jpg

Алазанская долина

Винный завод «Хареба»

grpic1

Поездка в село Кварели – здесь расположен известный винный завод «Хареба».

gr53.jpg

Завод Хареба (1)

gr54.jpg

Завод Хареба (2)

Экскурсия по заводу, дегустация местных вин.

gr55.jpg

Дары виноградной лозы

А после дегустации у нас еще был мастер-класс по выпечке грузинского хлеба шоти и изготовлению чурчхелы.

gr56.jpg

Грузинский пепелац!

День 7. 16 октября 2016. Воскресение.

gr57.jpg

Тбилиси

gr58.jpg

Цминда Самеба

gr59.jpg

Серные бани

gr60.jpg

Крепость Нарикала

gr61.jpg

Старый Тбилиси

gr62.jpg

Кукольный театр

gr63.jpg

Стадион «Динамо»

Тбилиси (в переводе с грузинского «теплый источник») – столица и крупнейший город Грузии, расположенный на берегу реки Куры с населением около 1,5 миллиона человек. Город был основан в V веке. Стратегическое расположение на перекрестке между Европой и Азией неоднократно делало Тбилиси яблоком раздора между различными силами на Кавказе. Многоликую историю города можно изучать на его архитектуре: начиная с просторных проспектов Руставели и Агмашенбели, и заканчивая узкими улицами района Нарикала, сохранившегося с раннего средневековья.

gr64.jpg

Тбилиси и тбилисцы (1)

gr65.jpg

Тбилиси и тбилисцы (2)

gr66.jpg

Тбилиси и тбилисцы (3)

gr67.jpg

Тбилиси и тбилисцы (4)

gr68.jpg

Тбилиси и тбилисцы (5)

gr69.jpg

Тбилиси и тбилисцы (6)

gr70.jpg

Тбилиси и тбилисцы (7)

 

© Егор Ройко 2017. При использовании фотографий ссылка на www.roiko.ru обязательна.