АРХИВ ПРИКЛЮЧЕНИЙ

« Назад

Кавказ’ 2016. Часть II. Армения. 

Вторая часть нашего кавказского путешествия проходила по монастырям Армении.

 

День 8. 17 октября 2016. Понедельник.

Ранним утром небольшой микроавтобус довез нас до границы с Арменией, которую мы пересекали уже пешком. Да, именно пешком, с чемоданами на колесиках в руках, хотя, не смотря на это, в паспорте нам поставили печать с машинкой.

armmap1

Карта Армении

Гошаванк – средневековый монастырский комплекс XII-XIII веков. Монастырь на месте разрушенного землетрясением монастыря Гетик основал в 1188 году Мхитар Гош – видный армянский мыслитель, литературный и государственный деятель, богослов и священник. Таким образом, монастырь получил название Нор-Гетик, что по-армянски означает Новый Гетик. После смерти Гоша в 1213 году монастырь стали называть также Гошаванк. Со временем монастырь стал одним из крупнейших культурных, образовательных и религиозных центров средневековой Армении. В источниках упоминается как семинария, университет и т.д. Здесь учились и жили видные культурные деятели Армении Ванакан Вардапет и Киракос Гандзакеци.

arm1.jpg

Монастырь Гошаванк (1)

Монастырский комплекс включает церковь Аствацацин (1191-1196), гавит (1197-1203), церковь Святого Григория (1208-1241), маленькую церковь Лусаворич (1237-1241), а также двухэтажное здание с книгохранилищем (до 1231) и храмом, увенчанным звонницей-ротондой, несколько часовен и других зданий. На территории монастыря – разрушенный склеп Мхитара Гоша, кладбище и искусно сделанные хачкары. В 1957-1966 годах памятники Гошаванка были реставрированы. В 1972 году здесь был создан историко-архитектурный музей. До сегодняшнего дня сохранились многие рукописи, написанные в Гошаванке.

arm2.jpg

Монастырь Гошаванк (2)

Хачкар – это вид армянских архитектурных памятников и святынь, представляющий собой каменную стелу с резным изображением креста.

arm3.jpg

Хачкар

Агарцин – средневековый монастырь XI-XIII веков, в 18 километрах от города Дилижан в лесистой долине Иджеванского хребта. Церковь Сурб Григор, построенная в XI веке, является самой древней постройкой комплекса. Главная монастырская церковь Сурб Аствацацин (Святой Богородицы) построена в 1281 году. В XII-XIII веках к церкви был пристроен притвор (гавит). Шестнадцатигранный купол церкви украшен изящной аркатурой, базы колонн которой опираются не непосредственно на карниз, а на вершины орнаментированных треугольных элементов. Этот приём создает впечатление визуальной невесомости аркатуры и самого барабана. Церковь Сурб Степанос, построенная в 1244 году, напоминает церковь Святой Богородицы, но меньше в размерах. На территории монастыря также находится трапезная, построенная в 1248 году. Здесь находилась царская усыпальница рода Багратуни, от которой сохранились надгробные плиты с именами царей Смбата и Гагика. Рядом с трапезной сохранились остатки кухни, около собора Аствацацин – остатки притвора. На территории комплекса находится несколько хачкаров.

arm4.jpg

Монастырь Агарцин (1)

Монастырь Агарцин принадлежал к числу обителей Армении, разрушенных и разорённых в период нашествий турок-сельджуков во второй половине XI столетия. Со второй половины XII века, когда в северной Армении возродилась политическая жизнь армянских феодалов под эгидой грузинских Багратидов, разорённая страна стала быстро восстанавливаться. В первую очередь восстанавливались монастыри.

arm5.jpg

Монастырь Агарцин (2)

Вечером добрались до гостиничного комплекса «Агарцин», расположенного в Дилижане. Крайне положительное место, уютное и спокойное, погружающее гостей в состояние полного умиротворения.

arm6.jpg

В Дилижане

День 9. 18 октября 2016. Вторник.

Направляемся в Ереван. По дороге заезжаем в монастырь Севанаванк на берегу озера Севан.

arm7.jpg

Монастырь Севанаванк (1)

Севанаванк – монастырь на северо-западном побережье озера Севан. Комплекс строений расположен на одноимённом полуострове который ранее являлся небольшим островом. В конце VIII века на острове Севан обосновались несколько монахов, которые построили здесь свои кельи и часовню. Благодаря выгодному положению острова их количество увеличилось, началось активное строительство монастыря. Для возведения стен в скале вокруг острова был вырублен уступ, на который уложили большие каменные блоки. Стена опоясала остров, а над ней была сооружена сторожевая башня с воротами. Далее монахи построили три церкви, кельи и хозяйственные постройки.

arm8.jpg

Монастырь Севанаванк (2)

Монастырь основан в 874 году принцессой Мириам – дочерью Ашота I Багратуни, и супругой князя Гегаркуника Васака Габура. В монастыре некоторое время жил царь Армении Ашот II Железный. Рядом со стенами обители он дал сражение арабским воинам, которые подошли к берегу Севана. В Севанской битве участвовали и монахи Севанаванка, которые по случаю победы объявили её волей Провидения. В XVI-XVII веках были разрушены стены монастыря, а в 1930 году с острова уехал последний монах. Сегодня монастырь вновь действует, при этом в нём действует духовная семинария имени Вазгена I. До наших дней сохранились небольшие Сурб Аракелоц и Сурб Аствацацин (871-874). Резные деревянные двери церкви Аракелоц и резные капители её гавита хранятся в Историческом музее в Ереване.

День 10. 19 октября 2016. Среда.

Расположенный рядом с Ереваном город Эчмиадзин – религиозный центр всех армян. Эчмиадзинский монастырь («Сошествие Единородного») – монастырь Армянской апостольской церкви, месторасположение престола Верховного Патриарха Католикоса всех армян в 303-484 годах, и снова с 1441 года. Расположен в городе Вагаршапат в Армении. Входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В этом древнем монастырском комплексе расположены Эчмиадзинский кафедральный собор и богословские учебные заведения. Деревянный собор был впервые построен в 303 году (вскоре после принятия Арменией христианства как государственной религии) и затем перестроен в камне. В Эчмиадзине также находятся храм Святой Рипсимэ (618), купольная базилика Гаянэ (630), церковь Шокагат (1694). В соборе расположен музей с коллекцией произведений средневекового декоративно-прикладного искусства (основан в 1955).

arm9.jpg

Кафедральный Собор

Строительство собора связано с именем царя Трдаиа III и католикоса Святого Григория Просветителя. По преданию, Трдат III приказал забросать камнями 35 сестер-инокинь, после чего сошел с ума. Один из заключенных христианин по имени Григорий – ставший известным под именем Григорий Просветитель – вылечил его и обратил в христианство. После этого примеру своего правителя последовало все население Армении. Место же для храма было указано Григорию Просветителю самим Иисусом Христом, откуда и происходит название. Прежде же здесь проводились языческие обряды и поклонения местным языческим богам. Возведенный в IV-V веках собор считается одним из древнейших христианских соборов в мире. За всю свою историю он претерпел множество реконструкций. Первоначально Собор был построен из дерева в форме базилики. Но уже в V веке был перестроен, ему была придана крестообразная форма, увенчанная куполом. В VII веке Собор был перестроен в камне. В XVII веке над собором возвели новый современный купол и трёхъярусную колокольню. В XVIII веке с трех сторон Собора были возведены шестиколонные ротонды. В ХХ веке была осуществлена основательная реставрация. Были укреплены колонны и арки, поддерживающие купол, а сам купол был облицован свинцом. Из мрамора был построен новый алтарь. Мрамором был уложен и пол церкви. Были обновлены и дополнены росписи внутри храма.

arm10.jpg

Храм Рипсиме

Церковь Святой Рипсимэ построена в 618 году на месте древнего языческого капища, где была замучена и убита Святая Рипсимэ (Рипсимия). Легенда гласит, что в 301 году в Армению пришли 35 девушек–христианок, которые во главе с настоятельницей Гаянэ жили в эпоху правления императора Диоклетиана в расположенном в горной местности Древнего Рима монастыре Святого Павла. Рипсимэ пленила своей красотой самого императора, но она не хотела выходить замуж за язычника. Не пожелав подчиниться его воле и стать его женой, она вместе с подругами укрылась в Александрии. Предание гласит, что девушкам было явление Святой Богоматери, указавшей им путь в Армению. Армянский царь Трдат III, узнав о том, что приключилось с девушками в Риме, сам пожелал взять в жены красавицу Рипсимэ. Её вместе с наставницей девушек, Гаянэ, привели в царский дворец. Царь хотел овладеть Рипсимэ, но отказ девы, заявившей, что она принадлежит только Христу, привел в ярость царя. Разъяренный Трдат приказал предать всех девушек мученической смерти. Рипсиме с подругами погибли в северо-восточной части Вагаршапата, а наставница дев Гаянэ вместе с еще двумя девами – в южной части города. Спастись удалось только Святой Нине, будущей крестительнице Грузии. После казни невинных христианок Трдат III заболел тяжёлым нервным недугом. От безумства царя исцелил Григорий Просветитель, после чего, поверив в силу христианской веры, Трдат III крестился, крестил народ и провозгласил христианство государственной религией в Армении в 301 году. В честь Святой Рипсимэ в 618 году в Эчмиадзине была построена церковь, сохранившаяся до наших дней. С 2000 года церковь входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

arm11.jpg

Храм Гаяне

Церковь Святой Гаянэ построена в 630 году по приказу католикоса Эзра на месте мученической смерти игуменьи Гаянэ (Гаиания). С того времени до наших дней практически без изменений дошел внешний вид сооружения и его внутреннее убранство. С 2000 года церковь входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

День 11. 20 октября 2016. Четверг.

arm12.jpg

Монастырь Гегард (1)

Гегард (дословно – «копье»), также употребляется старое название Айриванк («пещерный монастырь») – монастырский комплекс, уникальное архитектурное сооружение в ущелье горной реки Гохт, примерно в 40 км к юго-востоку от Еревана. Внесён ЮНЕСКО в список объектов Всемирного культурного наследия. Более полное название –  Гегардаванк (т.е. «монастырь копья»). Название монастырского комплекса происходит от копья Лонгина, которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте, и, как утверждается, привезённого в Армению апостолом Фаддеем в числе многих других реликвий. Сейчас копьё выставлено в музее Эчмиадзина. Окружающие монастырь утёсы являются частью ущелья реки Гохт, которое, как и монастырский комплекс, включено в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Часть храмов монастырского комплекса полностью выдолблены внутри скал, в то время как другие являются сложными сооружениями, состоящими как из обнесенных стенами помещений, так и с комнатами, выдолбленными глубоко внутри утёса. На территории монастырского комплекса имеются многочисленные вырезанные на каменных стенах и отдельно стоящие хачкары.

arm13.jpg

Монастырь Гегард (2)

Монастырь был основан в IV веке на месте священного источника, берущего начало в пещере. Поэтому изначально он получил название Айриванк, что означает «пещерный монастырь». Согласно преданию, основателем монастыря был Святой Григорий Просветитель. Первый монастырь в IX веке был разрушен арабами. Из более ранних сооружений Айриванка не уцелело ничего. Согласно сведениям средневековых армянских историков, монастырский комплекс включал в себя помимо религиозных строений, также хорошо оснащённые жилые и служебные строения. В 923 году Айриванк очень серьёзно пострадал после захвата его Насром, вице-регентом арабского халифа в Армении, разграбившим все ценности, включая уникальные рукописи, и сжёгшим величественные монастырские сооружения. К менее значительным разрушениям привели землетрясения.

arm14.jpg

Монастырь Гегард (3)

Несмотря на то, что имеются надписи, датируемые 1160 годом, главная часовня была построена в 1215 году под покровительством братьев Закаре и Иване Закарянов, военачальников грузинской царицы Тамары, отвоевавшей большую часть Армении у сельджуков. Гавит (притвор), частично свободно стоящий, частично вырезанный в скале, был построен в 1225 году, а высеченные в скалах церкви – в середине XIII века. После этого монастырь был приобретён князем Прошем Хахбакяном, являвшемся наместником Закарянов и представителем рода Хахбакянов. За короткий период Хахбакяны (Прошяны) построили пещерные сооружения, принёсшие Гегарду заслуженную славу – вторая пещерная церковь, родовая гробница, жаматун Папак и Рузакан, зал для собраний и обучения (обвалившийся в середине XX века), а также многочисленные кельи. Комната, протянувшаяся из северо-восточной части гавита, в 1283 году стала гробницей князя Проша Хахбакяна. Была также высечена смежная комната с гербом рода Прошьянов – орёл, держащий в своих когтях ягнёнка. Ступени на западе гавита ведут к погребальной комнате, высеченной в 1288 году для Папака Прошьяна и его жены Рузакан. В 1200-х годах Прошьяны оборудовали монастырский комплекс системой водоснабжения. В те времена Гегард был также известен как «Монастырь семи церквей» и «Монастырь сорока алтарей». Со всех сторон монастырь окружают скалы, пещеры и хачкары.

arm15.jpg

В Монастыре

Некоторое время монастырь не был действующим, до того, как был приведён в прежнее состояние несколькими монахами из Эчмиадзина после присоединения к Российской империи. До наших дней действующие церкви монастыря являются объектом паломничества и одной из главных достопримечательностей Армении. В настоящее время Гегард является одним из наиболее часто посещаемых туристами мест в Армении.

arm16.jpg

Туман

Единственный сохранившейся экземпляр эллинистической архитектуры на Кавказе – храм Гарни. Храм посвящен языческому богу солнца Митре и построен в I веке н.э., то есть еще до принятия Арменией христианства.

arm17.jpg

Храм Гарни (1)

В результате сильного землетрясения в 1679 году храм был почти полностью разрушен, и восстановлен советскими архитекторами только в 1966-1976 г.

arm18.jpg

Храм Гарни (2)

Гарни знаменит храмом, но кроме храма тут есть еще руины крепости, руины дворца, урартийская стела и фундамент храма VII века.

arm19.jpg

Ущелье

День 12. 21 октября 2016. Пятница.

arm20.jpg

Ереван

Вылет из Еревана в 18:35, рейс S7 906. Прибытие в Москву, аэропорт Домодедово, в 20:25.

 

© Егор Ройко 2017. При использовании фотографий ссылка на www.roiko.ru обязательна. Исторические данные в основном по материалам https://ru.wikipedia.org/